?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В.М.Бехтерев "Бессмертие человеческой личности.."

"Произошел выстрел, и человека не стало". "Болезнь отняла от нас друга,
который отошел в другой мир". - Так говорят обыкновенно над свежей могилой.
Но так ли это на самом деле? Ведь если бы наша умственная или духовная жизнь
кончалась вместе с тем, как велением рока обрывается биение сердца, если бы
мы превращались вместе со смертью в ничто, в безжизненную материю,
подлежащую разложению и дальнейшим превращениям, то спрашивается, чего
стоила бы сама жизнь? Ибо, если жизнь кончается ничем в смысле духовном, кто
может ценить эту жизнь со всеми ее волнениями и тревогами? Пусть даже жизнь
скрашивается стремлениями в лице лучших умов к вечным идеалам истины, добра
и красоты, но для самого человека, живущего и действующего, чем можно было
бы оправдать преимущества этих идеалов по сравнению с теми или иными
своекорыстными стремлениями? Ведь если нет бессмертия, то в жизни нет и
морали, и тогда выступает роковое: "все дозволено!".

В самом деле, к чему мне заботиться о других, когда все - и я, и они
перейдут в "ничто" и когда вместе с этим "ничто" устраняется вполне
естественно и всякая моральная ответственность. Смерть человека без вечного
духа, которую признают все религии и в которую веруют все народы, разве не
устраняет почву из-под всякой вообще этики и даже из-под всех стремлений к
лучшему будущему?

Если вместе со смертью навсегда прекращается существование человека, то
спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга,
если существование человеческой личности прекращается вместе с последним
предсмертным вздохом?

Не правильнее ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться
теми утехами, которые она дает, ибо с прекращением жизни все равно ничего не
останется. Между тем иначе сама жизнь, как дар природы, протечет без тех
земных удовольствий и наслаждений, которые она способна дать человеку,
скрашивая его временное существование.
...
напомню здесь один из эпизодов, бывших во время Великой французской
революции, когда дух человека возвышался над обыденной действительностью. Во
время работ под крышей одного дома двое рабочих внезапно почувствовали, что
доска, на которой они держались, подломилась и им неизбежно грозила гибель.
"Кому умирать - одному или обоим?" - мгновенно промелькнуло между ними. Один
заявляет, что у него семья и дети, и мгновенно другой товарищ, будучи
холостым, бросается вниз и погибает, спасая тем самым жизнь своего
товарища-семьянина.

Во время Севастопольской кампании на поле чести остались друг возле
друга два раненых врага - один из них был русский, другой француз. Оба
страшно страдали от холода. Наутро русский проснулся бодрым и заметил, что
он был прикрыт плащом француза, который лежал возле него мертвым.

Во время бывшей русско-японской войны одно русское военное судно, после
боя не будучи в состоянии сопротивляться, уже сделалось добычей неприятеля,
но в то время, когда его влекло японское судно в плен, два русских моряка,
оставшиеся на судне и не замеченные другими, спустились в его трюм и, открыв
кингстоны, потопили и себя и судно в пучине моря, спасая тем самым честь
Андреевского флага.

Во время гибели "Титаника", сопровождавшейся столькими человеческими
жертвами, когда для всех открылась безбрежная могила океана, от гибнущего
корабля отчаливает вместе с другими до крайности перегруженная людьми
спасательная лодка, среди которых преобладают женщины и дети. Вдруг рулевой
заявляет, что всем грозит гибель, если лодка не будет облегчена, и три
пассажира-англичанина немедленно выбрасываются за борт и гибнут вслед за
тем, спасая тем самым других, оставшихся в лодке.

Имена всех вышеприведенных героев и других, им подобных, остаются
неизвестными. Но что ж из этого? Разве от этого в какой-либо мере умаляется
значение самих фактов в человеческой жизни, разве эти самые факты будут
меньше волновать других своим геройством, оттого что мы не знаем имен самих
героев. Разве безвестный герой оставляет меньше следа в нас своим
подвигом? Ничуть! Скажу, напротив. Безвестность героя в моих глазах еще
больше говорит за безукоризненность самого подвига. В конце концов в
общечеловеческом прогрессе имеет значение конечный результат в форме
проявленного действия как синтеза всей жизнедеятельности человеческой
личности данной эпохи...
http://www.philosophy.ru/library/ivanov/behterev.html
http://www.bekhterev.net/modules/articles/

Profile

prudessa
prudessa

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner