?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«В органном королевстве» - увлекательные истории об органе, музыке и вообще искусстве рассказывает актёр и ведущий Павел Любимцев.

Светлановский зал Московского международного Дома украшает уникальный, самый большой в России орган, выстроенный всемирно известным консорциумом немецких фирм Glatter Gotz (Овинген) и Klais (Бонн). С его появлением москвичи и гости столицы получили еще одну возможность наслаждаться божественными звуками «короля инструментов». Торжественная церемония открытия (инаугурация) органа состоялась 21 декабря 2004 года, весной следующего года в Светлановском зале прошел первый органный фестиваль с участием выдающихся музыкантов из разных стран мира.

Большой концертный орган Московского международного Дома музыки был изготовлен и смонтирован в Бонне весной 2004 года, затем перевезен в Москву. Летом 2004 года инструмент монтировался в Светлановском зале и проходил интонировку, во время которой мастера придавали звучанию каждой трубы нужные тембр и громкость, соответствующие акустике. Орган Дома музыки имеет 84 регистра, 4 ручных клавиатуры (на каждой по 61 клавише) и педальную клавиатуру (32 клавиши), а также множество вспомогательных устройств. Общее количество труб – около 6000. Высота органа превышает 14 метров (5 этажей), ширина – более 10 м, глубина – 3,6 м (с учетом горизонтальных труб «шамад», направленных в зал, – более 5 м). Общий вес инструмента – 30 тонн. Самые большие трубы органа имеют высоту около 10 м, вес каждой из таких труб-гигантов достигает почти полтонны. Самые маленькие трубы длиной всего несколько сантиметров.

В художественном отношении новый орган Дома музыки значительно выделяется среди своих московских собратьев: это первый в Москве немецкий большой концертный орган (в Большом зале консерватории установлен французский орган, в Концертном зале имени П.И. Чайковского – чешский). Авторы инструмента старались отойти от стандартных (и безуспешных) попыток создать компромиссный, универсальный инструмент «для всех времен и народов» и построили современный «симфонический» орган, в звуковой палитре которого опытные исполнители найдут краски и эпохи барокко, и романтизма. Но главное в новом инструменте – его родство с искусством немецкого романтического органостроения, «золотого века» органа, когда были созданы знаменитые инструменты Домского собора в Риге, кафедральных соборов в Берлине и Шверине. Мягкость, певучесть звучания основных регистров, нежнейшие краски pianissimo и вместе с тем наполненность и мощь звучания – все эти качества присущи новому московскому органу. И во многом это заслуга мастеров-интонировщиков Хайнца-Гюнтера Хаббига, Маркуса Линдена и Эберхарда Хильзе.


Пространственная схема органа устремлена ввысь, как в храме. Расположение его многочисленных труб позволяет добиться и особой «стереофоничности», и слитности звучания всех регистров органа. И в звуковом (частотном), и в пространственном (визуальном) отношении орган как будто «обнимает» оркестр и хор. В значительной степени этому способствует фасад инструмента, разработанный шотландским архитектором Грэмом Тристрамом. Фасад построен из уникального «акустического» дерева – байкальской лиственницы, причем по требованию российских органных экспертов некоторые его части выполнены из специальных массивных пластин, улучшающих акустические условия зала в целом.


По техническому оснащению орган ММДМ также не имеет себе равных в нашей стране. Он снабжен и традиционными механизмами (копулами, тремулянтами и др.), и компьютером, способным запоминать и записывать многие тысячи вариантов регистровок, варианты программируемого crescendo и pleno, управлять створками всех трех швеллеров от одной педали. (Техническое состояние компьютера может контролироваться фирмой-изготовителем в интерактивном режиме по специальной линии связи.) На пульте органиста над пюпитром установлен монитор, над пультом – телекамера, позволяющие органисту, играющему с оркестром или хором, видеть на экране дирижера.


Воздух нагнетается в мехи и трубы органа тремя мощными электрическими вентиляторами. В инструменте установлена воздухораспределительная система классического типа. Трактура органа (механизм, связывающий клавиши с клапанами, открывающими доступ воздуха в трубы органа) – механическая, для регистров «шамад» и наиболее низкозвучащих регистров педали (где давление воздуха создает большую силу на клапанах) – электрическая. Внутри органа смонтированы специальные проходы, лестницы, площадки для настройки и технического обслуживания инструмента.

Этот превосходный инструмент – результат труда десятков специалистов Glatter Gotz и Klais – конструкторов, дизайнеров, краснодеревщиков, литейщиков, интонировщиков, менеджеров, монтажников, электриков, специалистов по информационным технологиям.

орган

мы приперлись первыми)

Павел Любимцев у микрофона, у оргАна - Константин Волостнов

антракт

хотели пересесть,но зал битком,свободных мест почти нет,только на балконах

Profile

prudessa
prudessa

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner